Как назначается гарантирующая организация водоснабжения и водоотведения

ФЗ №416 регламентирует процесс снабжения населения водой. Определение тарифов и правила поставки ресурса, обязанности и ответственность организаций в

Документы Правительства Москвы

ДокументыПроекты документов
Дата публикации: 25.11.2015Подтверждено электронной подписью

Формат pdf

Документ опубликован в соответствии с Законом № 63 от 28.11.2012 О внесении изменений в статью 21 Закона города Москвы от 14 декабря 2001 года № 70 «О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы» и статью 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года № 25 «О правовых актах города Москвы»

Что означает понятие гарантирующая организация в системе ЖКХ

Определение «гарантирующая организация» закреплено в ст. 12 Федерального закона №416-ФЗ от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении» Под этим термином понимаются компании, оказывающие услуги по ХВС и водоотведению. Статус гарантирующей организации присваивается решением органов местного самоуправления. При этом возлагаются обязанности:

  • по заключению соглашений по ХВС
  • контрактов по водоотведению с водо-канализационным хозяйством(ВКХ)
  • договоров аренды сетей водопровода и канализации
  • единых договоров, объединяющих функции подачи и отвода воды

Статус гарантирующей организации обязывает обеспечить снабжение водными ресурсами всех обратившихся, с условием что их объекты присоединены к действующей централизованной системе водоснабжения (ЦСВ) и отведения воды.

Владелец объектов системы водоснабжения требовал у поставщика воды освободить их и возместить убытки

Дело № А41-12232/2018 длилось более двух лет и, прежде чем попасть в Верховный суд РФ, прошло два круга во всех инстанциях. Гарантирующий поставщик воды в Московской области для предоставления услуг водоснабжения использовал объекты, которые находились в частной собственности.

Коммунальная компания обращалась к владельцу, чтобы заключить договор аренды, но он предложил завышенную цену аренды. Договор заключён не был, но компания – поставщик воды продолжила использование сооружений. Тем временем собственник объектов решил сдать их в аренду другой организации. Стороны подписали документы об этом, но владелец так и не смог передать сооружения арендатору, поскольку они находились в пользовании гарантирующего поставщика.

Мы получили комментарий от МКА «Арбат», представлявшего интересы гарантирующего поставщика в ВС РФ: «Собственник заключил договор с ООО “ЖЭК” об аренде всех коммуникаций за астрономическую сумму. В штате этого ООО числился всего один человек, и оно явно не могло осуществлять поставку воды. А если бы гарантирующий поставщик перестал поставлять этот жизненно важный ресурс населению, директора привлекли бы к уголовной ответственности».

Владелец объектов подал в суд иск к поставщику воды с требованием взыскать с компании свыше 17 млн рублей упущенной выгоды: столько бы он получил по договору аренды.

О расчёте за потреблённый коммунальный ресурс при смене тарифов

О расчёте за потреблённый коммунальный ресурс при смене тарифов

Законодательство Российской Федерации о водоотведении и водоснабжении

Регламент действия компаний, осуществляющих услуги ХВС и отведения сточных вод, зафиксирован в Федеральном законе 416 

Все нормы и особенности по предоставлению коммунальных услуг в МКД и частных домостроениях зафиксированы в Постановлении Правительства РФ №354 от 6 июня 2011 года.

Порядок водоотведения и водоснабжения указан в Постановлении Правительства №644. Формы типовых договоров утверждены ПП РФ №645 от 29.07. 2013 года.

Редакция закона

Нормативный акт вступил в законную силу 07.12.2011 года. И на сегодняшний день существует именно указанная редакция. Однако в 2017 году был издан законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении». Также указанное законодательство редактируется за счет иных нормативно-правовых актов. Последние изменения произошли 25.12.2018 года.

Читать так же: Лишение премии работника

Что было введено:

  • Существенно была расширена 4 часть статьи 35. В основания включения в план ежегодной проверки, является истечения с момента: регистрации юридического лица, с момента окончания проведения последней проверки, с проведения последней проверки органами регулирования тарифов;
  • Часть 4.1 статьи 35 также содержит дополнительные сведения: при осуществлении государственного контроля, по-другому надзора, в сфере регулирования тарифов, иные плановые проверки не проводятся.

Цели изменений

В первую очередь следует определить, какие цели ставит указанный законодательный акт. Данные моменты также прописаны в его статьях. К ним относятся:

  • Повышение эффективности водопроводных сетей;
  • Осуществление защиты здоровья и жизней граждан, проживающих на территории России. Поэтому к качеству, как холодной, так и горячей воды предъявляются особые требования;
  • Реализация такого определения, как доступность;
  • Регулярный осмотр и ремонт централизованных систем.

В таком случае, для чего вводятся изменения, касающиеся ежегодных проверок? Именно для обеспечения данных основных принципов законодательной системы. Также основным приоритетом нормативного акта остается обеспечение население доступной и качественной водой.

Новое в требованиях к водоотведению

Новые требования были установлены Постановлением правительства под номером 1134 от 03.11.2016 года. Данный нормативный акт немного смягчил параметры, которые применяются к составу и свойствам сточных вод, отводящихся в центральную систему.
Мягкие требования коснулись содержания сульфатов, меди, мышьяка, алюминия, железа и иных элементов. Полностью исключены моменты, касающиеся индекса токсичности и минерализации.

Однако не все так просто. Указанные требования могут применяться в смягченной форме, только если юридическое лицо заключит специальный договор, по которому данные моменты могут быть увеличены. Для этого потребуется соблюдение определенных условий:

  • Очистительные системы должны быть в состоянии выдержать большую нагрузку;
  • Общее качество очистки не должно ухудшаться.

Важно! Данные факты в обязательном порядке должны подтверждаться результатами экспертизы.

Новое в требованиях к водоснабжению

Также Постановление правительства от ноября 2021 года коснулось вопроса водоотведения. Было принято решение увеличить минимальные нормы водообеспечения при предоставлении жидкости населению. Использовавшиеся ранее нормы были рассчитаны скорее на экстренные случаи. Подобные методы не позволяли обеспечивать жителям комфортную жизнь на протяжении длительного времени.
Уточняются моменты, касающиеся самовольного пользования центральной системой. До этого они также применялись, но расшифровки данного понятия не было. Теперь под самовольным подключением понимается пользование системами ХВС и водоотведения без заключения соответствующего соглашения.

Договорные отношения

Введены и новые формы договоров, которые заключаются между сторонами для обеспечения водой и обслуживания. Одно из новшеств — это появление возможности по внесению предоплаты. Ранее данная мера не предусматривалась.

Как можно понять, закон работает на благо граждан. Его задачей по-прежнему остается обеспечение населения качественной водой по разумной цене. Также нормативный акт регулирует и устанавливает обязанности по надзору за данным типом предоставляемых услуг.

Читать так же: Оскорбление личности на рабочем месте

Порядок назначения гарантирующей организации водоснабжения и водоотведения

Гарантирующую организацию должна:

  • разрабатывать,утверждать и реализовывать планы-проекты конструкций коммуникационных водопроводных сетей
  • назначать и проводить плановые инвентаризации объектов и схем водопровода

Оба эти условия взаимосвязаны. Для создания схемы придется провести инвентаризацию. При этом инвентаризацию проводят по схеме, которую нужно создать. Если нет проекта и системы ХВС, нет возможности назначения.

Органы местного самоуправления присваивают компании статус гарантирующей компании в рамках нормативно-правовых актов. Ее определяют на центральную, а не локальную водопроводную систему.

Проблемы возникают в том случае, если очистное сооружение расположено на удаленном расстоянии от предприятия, перекачивающего сточные воды. Из-за того, что в законе нет понятия логистических услуг, как части обслуживающего комплекса, данный вид работ осуществляется сетевым предприятием. При этом, транспортирующая компания не несет ответственности за качество сточных вод, которые она передает для обработки.

В том случае, когда сетевая и гарантирующая фирмы назначены, заключается соглашение с компаниями по очистке воды для того, чтобы организовать контроль. 

В чем разница для соглашения с физическим и юридическим лицом?

В зависимости от конечного потребителя, текст документа сильно различается. Если для поставки услуг юридическому лицу оформление отношений определяется законодательно – существуют типовые договоры, рекомендуемые к использованию, то для физического лица документ разрабатывает поставщик.

Основными отличиями являются:


  1. Различная стоимость — тарифы для компаний отличаются от тарифов на услуги для обычных граждан.

  2. Реквизиты для оплаты. Если для юридического лица обязательно наличие расчётного счета в банке, то для расчётов с физическим лицом достаточно наличие лицевого счета в организации, куда человек перечисляет деньги.
  3. Форма оплаты. У граждан не предусмотрено авансирование услуг в отличие от организаций.

Полномочия гарантирующей организации

Юридические и физические лица должны подписать соглашение о поставке воды и обустройству коллектора с водоканалом. У гарантирующей организации есть право отказать в исполнении договора в том случае, если территория, на которой требуется оказание услуг, не является частью ЦСВ.

Права и обязанности

Компании, являющиеся гарантом по обеспечению водного ресурса и его последующего отведения, обязаны контролировать постоянную работоспособность сетей, принадлежащих ей или расположенных в зоне их деятельности. В их обязанности также входит:

  • соблюдение регламентированного режима по приему стоков
  • предупреждение пользователей о датах отключений и временной приостановке оказания услуг
  • принятие мер по своевременной ликвидации последствий аварийных ситуаций в ЦСВ и на сетях канализационного хозяйства и обеспечение возобновления работы
  • осуществление контроля над тем, как клиенты соблюдают режимы водоотведения
  • предоставление данных согласно действующим стандартам раскрытия информации в рамках закона РФ
  • обеспечивать обратную связь на жалобы потребителей, которые касаются исполнения договорных обязательств
  • пломбирование приборов учета
  • уведомление клиентов о датах и сроках, в которые будет проводиться планово-предупредительный ремонты сетей

Гарантирующим организациям предоставлено законное право:

  • контролировать достоверность передаваемых показателей приборов учета водоснабжения
  • выявлять незаконную врезку и использование централизованной системы водоотведения
  • предотвращать самовольное пользование или подключение потребителей
  • прекращать или ограничивать оказание услуг случаях, предусмотренных законодательством РФ
  • взыскивать с потребителей в установленном порядке средства за расход, превышающий установленный норматив
  • выступать инициатором сверки расчетов с каждым потребителем

Гарантирующая организация имеет право взыскать с потребителя пени за несвоевременную оплату услуг, эквивалентную одной сто тридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ, которая зафиксирована в день, когда оплата была фактически произведена. Расчет учитывает сумму за каждый просроченный день. Отсчет ведется с первого дня, следующего за датой, установленной в качестве срока оплаты.

Ответственность

Федеральным законом № 416 обозначены существенные условия договора водоотведения и ответственность сторон при исполнении или неисполнении подписанного соглашения.

Если гарантирующая организация нарушает прием сточных вод, потребитель имеет право требовать снижение расходов на оплату услуг водоснабжения и водоотведения в том расчетном периоде, когда были нарушены его права. Размер оплаты снижается пропорционально величине услуг, которые не были оказаны.

Основные правила составления

Содержание договора подразумевает наличие следующих блоков:

  • преамбула (вводная часть, описывающая стороны, которые заключают договор);
  • предметная часть (описывает суть сделки);
  • способы, порядок обеспечения обязательств;
  • дополнительные условия.

Обязательными являются следующие атрибуты:

  • номер (как правило, присваивает поставщик в соответствии со своей регистрацией);
  • дата;
  • сроки действия, сроки исполнения обязательств;
  • суть договора;
  • подписи, печати (для юридических лиц), подтверждающие заключение договорных отношений.

Взаимодействие гарантирующей организации с компаниями, обеспечивающими водоснабжение и водоотведение

Согласно статье 12 Федерального закона №416-ФЗ предприятия ВКХ обязаны обеспечить оказание услуг, заключив соглашение с гарантирующей организацией. Чтобы обеспечить бесперебойное водоотведение сточных вод, гарантирующая организация должна заключить договор с каждой компанией, эксплуатирующей отдельные элементы центральной системы водоотведения. При этом, фирмы, обеспечивающие водоотведение и водоснабжение, самостоятельно заключают договора с потребителями.

ФЗ-416 предусматривает заключение нескольких типов договорных соглашений, касающихся транспортировки сточных вод, их очистке, обращения с осадками сточных вод и другие типы соглашений.

Чтобы представлять интересы гарантирующей организации перед третьими лицами, оформляется соответствующая доверенность в водоканал, на представление интересов юридического лица.

О правилах подачи и отведения воды

В статье 7 ФЗ РФ о водоснабжении, определены общие правила, по которым и должно осуществляться снабжение водой. Во главе любых отношений стоит договор о соответствующем предоставлении услуг, и в настоящей статье закона чётко прописано, с кем его следует заключать.

Обратите внимание! Для централизованного подключения к системе, подающей холодную воду, абонент, в ведении которого есть капитальные объекты, заключает договор с организацией, которую настоящий закон определяет, как гарантирующую. В городах и поселениях, местные органы самоуправления наделяют данным статусом такое снабжающее предприятие, к сетям которого присоединено больше всего абонентов.

Итак:

  • Что касается горячей воды, подаваемой из закрытых систем, то абоненты, имеющие на балансе капитальные объекты, заключают договоры непосредственно с эксплуатирующими их предприятиями.
  • Для получения горячей воды из открытой системы, абонент заключает договор уже с организацией, осуществляющей теплоснабжение. Этот документ регламентируется ФЗ-190.
  • Когда абонент подключен к централизованной системе, договор на отведение воды так же заключается с гарантирующей организацией.
  • Если же подсоединение к центральному водоснабжению есть, а к системе водоотведения нет, то договор может быть заключен и с предприятием, осуществляющим вывоз ЖБО (жидких отходов).


Вариант водоотведения: откачка септиков и вывоз ЖБО

  • Гарантирующая организация может предложить подключённым к ней абонентам и единый договор на снабжение водой и её отведение.
  • За неимением на территории поселения централизованной системы подачи холодной воды, местные органы самоуправления обязаны организовать либо нецентрализованное снабжение (например, от артезианской скважины), либо обеспечить её постоянный подвоз.
  • Правила, в соответствии с которыми должно осуществляться водоотведение и снабжение холодной и горячей водой, предусматривают так же прядок расторжения договоров, либо временной приостановки её подачи или транспортировки. Эти меры применяют в первую очередь к абонентам, не выполняющим своих обязательств.


Схема заполнения и утверждения декларации сточных вод


Образец декларации

Относительно централизованных систем отвода сточных вод: правила определяют виды систем их транспортировки; требования к химическому составу, который должен декларироваться абонентом; установке приборов учёта; порядок установки норм по объёму; порядок формирования тарифов.

О чём договариваются стороны

Договор водоснабжения по своему характеру является публичным. А это значит, что цена услуг в нём устанавливается своя для каждой категории потребителя. Основной обязанностью осуществляющей снабжение организации, является обеспечение своевременной подачи и отвода воды в необходимом объёме.

От абонента требуется своевременная оплата, обеспечение эксплуатационной безопасности сети, и соблюдение режима потребления, который оговаривается в приложении к договору. Образец приложения вы видите на фото снизу.


Приложение к договору водоснабжения

В случае самовольного подключения абонента к системе водоснабжения, организация, в ведении которой она находится, вправе вообще отказаться от заключения договора.

Обратите внимание! К центральному трубопроводу нередко самовольно присоединяются не только физические, но и юридические лица. В результате, против них выдвигаются иски с требованием возмещения убытков организации, которой принадлежит система. Судебная практика (водоснабжение частных домов) показывает, что чаще всего их владельцам грозит штраф до 2000 руб. Для юридических лиц эта сумма вырастает уже до 30000 рублей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...