Эффективные менеджеры больше не нужны, требуются эффективные рабочие, автомеханики, инженеры и доярки
На Российском рынке труда возник явный избыток начальников, которые ничего не хотят делать и желают только руководить. Таковых становится всё больше — и Минтруд прогнозирует, что через пять лет число невостребованных боссов вырастет более чем до полумиллиона.
При этом дефицит инженерного персонала и людей рабочих профессий вырастет до совершенно лютых параметров, и что с этим делать в рамках нынешней российской ситуации, совершенно непонятно.
Получить «корочки» престижного вуза, усесться в удобное офисное кресло и типа работать — таков предел мечтаний современных «жертв ЕГЭ». Ежегодно институты выпускают около миллиона человек, большая часть из которых имеет очень сомнительное образование. Да и образованием это подчас нельзя назвать, по специальности трудоустраивается менее трети вчерашних студентов. Чиновники, конечно, называют совершенно иные цифры, но им почему-то никто не верит.
«Молодой специалист сталкивается с ситуацией, когда у него есть только диплом, а работодатели предпочитают опытных кандидатов. По специальности работает основная часть выпускников-медиков, это отличает их от выпускников практически всех других специальностей», — считает соучредитель HR-агентства SOFI-consult Ирина Старжинская.
Но это одна сторона медали. Другая — что в качестве специальности выбирается нечто попроще, где не нужно особо учиться. Из страны образованных технарей мы превращаемся — точнее, уже превратились — в нацию безграмотных гуманитариев. Которые делать ничего не умеют и не хотят, зато очень хотят всем управлять.
«В ближайшие годы сильнее всего снизится потребность в сотрудниках категории „руководители“ — их станет меньше на 533 тысяч человек. В то же время необходимость в „специалистах высшей квалификации“, напротив, возрастет — на 1,395 млн человек», — говорится в исследовании Минтруда.
«Специалисты высшей квалификации» на птичьем чиновничьем языке — это инженеры. Помимо этого спрос на квалифицированных рабочих вырастет ещё примерно на миллион человек, потребуется на 500 тысяч больше строителей и прочих «специалистов средней квалификации», а также полмиллиона водителей и прочих «операторов установок и машин».
Суммарно до пяти миллионов людей труда, которые умеют работать и головами, и руками. Где их взять? Проблема.
«530 тысяч руководителей на 75 млн трудоспособного населения. А кто работать будет, кто будет у станков стоять? Естественно, идёт острая нехватка, и не только у меня, но и у коллег, с которыми я общаюсь. Мы замечаем, что нет людей, которые именно работают на стройках, на производствах. Большинство молодежи, люди среднего возраста, идут продавать. А что вы станете продавать, когда продавать будет нечего? И тут даже дело не в зарплатах, они предлагаются разные. Какой-то менталитет у людей — мол, это не почётно. Нужно менять менталитет», — отметил гендиректор ГК «Гвоздемет» Владимир Потехин.
Да — не почётно. И в зарплатах тоже. В годы СССР был культ людей труда, культ ума и «золотых рук». Сейчас иной культ — денег. Все остальные ценности полностью отринуты, они объявлены «совковыми» и отсталыми. Собственно, данный процесс вовсю продолжается, чиновники всех рангов продолжают обгаживать советское наследие.
Налицо совершенно парадоксальная ситуация — власти предержащие пугает нежелание людей трудиться, но, вместе с тем, они не желают платить народу достойные деньги и уважать тех, кто работает.
«Очень редко в СМИ фигурирует такой показатель, как доля заработной платы в валовом внутреннем продукте (ВВП) России. А динамика этого показателя весьма удручающая. В 2009 году на оплату труда наемных работников приходилось более половины ВВП, а именно 52,5%. В 2014 году эта доля сократилась до 47,8%, а в 2020 году — до 45,6%. А вот предварительные данные Росстата по итогам прошлого года: 40,7%. Причем по итогам 3 и 4 квартала 2023 года показатель был ниже отметки в 40%.
В России мы имеем капитализм (причем капитализм зависимого типа). Поэтому все происходит согласно закону, который был сформулирован классиком в «Капитале» еще полтора столетия назад.
Карл Маркс и политэкономы советского времени объясняли неизбежный рост бедности при капитализме алчностью буржуазии, ее маниакальным стремлением сократить долю заработной платы во вновь созданной стоимости для максимизации прибавочной стоимости", — объясняет доктор экономических наук, профессор Валентин Катасонов.
То есть что делать, дабы решить проблему с рабочими и инженерными кадрами, в принципе, понятно, однако в текущей парадигме российской власти это невозможно. Ведь чтобы люди поверили, сперва нужно будет прищучить массу «уважаемых людей», а многих и к стенке поставить.
Иначе завоевать доверие масс не получится. Плюс вернуть народу украденные у него заводы, фабрики, электростанции, рудники, шахты, трубопроводы, нефтегазовые месторождения и всё прочее.
Более того, дело не только в завоевании доверия. Олигархические структуры совершенно неподконтрольны Кремлю, и платить нормальные зарплаты русским людям они не станут. Собственно, и не платят — деньги уходят мигрантам.
Согласно данным платформы «Мигрант Сервис» всего за полгода зарплаты «понаехавших» курьеров выросли с 90 тысяч рублей в месяц до 150 тысяч (+70%), к зиме ожидается рост до 180 тысяч рублей. В так называемой промышленности гастарбайтерам в среднем платят уже 145 тысяч рублей, рост 38%, и тоже за полгода. По другим отраслям та же картина.
Коренным жителям РФ столько не платят, а за станками немногих оставшихся предприятий по-прежнему стоят русские люди. Причём уже в возрасте — около 50 лет и больше. Поставить вместо них таджиков или кого-то ещё никому даже в голову не приходит, по понятным причинам. Однако денег если и прибавляют, то чисто символически. Не так, как мигрантам, задействованным на подсобных работах, зарплаты которых сравнялись с IT-шными.
Налицо замещение коренного населения страны и в целом вредительская политика на рынке труда. Государство не открывает новые ПТУ, никому это не нужно, да и в вузах появляется всё больше всяких бесполезных специальностей. То есть система продолжает плодить безграмотных «эффективных менеджеров», которым после института дорога разве что в курьеры. Но и там им много не предложат, ведь они не мигранты.