В рубле, уплаченном за булку, зерна — всего на восемь копеек
Наценка на хлеб в российских торговых сетях, по мнению Федеральной антимонопольной службы (ФАС), чрезмерно высокая, заявил журналистам глава ведомства Максим Шаскольский, выступая на Всероссийской тарифной конференции.
В октябре он говорил, что в среднем наценки на самые покупаемые виды хлеба составляют примерно 60%, а в некоторых случаях даже превышают 100%. Хотя, когда торговые сети продают продукцию под собственными брендами, наценка может не превышать 5−10%.
Стоит напомнить, что антимонопольщики еще в сентябре обращали внимание на стоимость хлеба, муки и сливочного масла в магазинах. Для анализа обоснованности оптово-отпускных цен ведомство направляло запросы ведущим производителям. В сообщении ФАС говорилось, что «организации должны предоставлять в службу информацию о каждом планируемом повышении отпускных цен на указанную продукцию до конца 2024 года». При этом ведомство предупреждало, что «необоснованное повышение станет основанием для применения мер антимонопольного реагирования».
На сентябрьской коллегии минсельхоза РФ глава думского Комитета по аграрным вопросам Владимир Кашин указал, что в настоящее время зерно составляет только 8% от стоимости булки или буханки. Он призвал дать населению возможность покупать социальный хлеб «по нормальным ценам».
Руководитель общественного объединения «Федеральный сельсовет» Василий Мельниченко в интервью «СП» рассказал, что около трети российских зернопроизводящих предприятий находятся в сложнейшей ситуации — многие прекратили сеять, часть терпит большие убытки, а некоторые уже банкротятся. По его мнению, в ближайшие два года цены на продовольственные товары могут подняться в среднем на 30- 40%, а на ряд продуктов — на 100%.
Экономист Никита Масленников считает, что в данном случае ФАС просто выполняет свою работу, отслеживая нарушения нормальной конкуренции. Результаты этой деятельности, по мнению эксперта, еще впереди:
— Контроль за торговыми наценками на базовые продукты питания находится в зоне непосредственной ответственности ФАС. Не исключено, что в ближайшее время антимонопольная служба представит свои аргументы и последуют какие-то решения — например, штрафы, достаточно крупные для торговых сетей. Судя по всему, на этом ФАС не остановится и будет отслеживать ситуацию по всей линейке базовых продуктов. Это позволит задуматься о факторах ценообразования и не только. Потребуется ответить на вопросы относительно господдержки некоторым аграрным структурам и снижения транспортных расходов, разобраться с логистикой, оценить положение с элеваторами, необходимость их модернизации. Думаю, это предмет большого разговора в правительстве с участием аграрных предприятий, представителей торговли, одним из главных вопросов которого станет недопущение такого рода событий. Ведь речь идет не только о злом умысле торговых сетей, но и целом ряде объективных причин.
«СП»: На коллегии министерства сельского хозяйства руководитель аграрного комитета Госдумы заявил, что стоимость зерна в цене хлеба невелика. Повод для серьезных вопросов!
— Это, конечно, не совсем нормальная ситуация. Возникает вопрос, насколько завышены остальные расходы. После сырья идет переработка, хлебопекарные мощности. Надо смотреть, насколько старое оборудование, что из него мы сегодня производим. Надо сказать, долгое время наша пищевая промышленность очень зависела от импортных агрегатов. И следует ответить на вопрос, что делает Минпромторг для доступности отечественного оборудования. Нужно оценить транспортные расходы, включая специализированные, именно для аграрной продукции. Надо понять, как хранится хлеб в магазинах, какая его часть не доходит до потребителя и почему.
ФАС затронула пласт очень больных проблем, которые нужно решать. За это честь ей и хвала.
Руководитель фермерского хозяйства в Тверской области Эдуард Ястребов рассказал «СП», что пока нет причин, по которым аграрная продукция должна дешеветь.
— Мелким производителям, выпускающими продукцию из натурального сырья, пробиться в торговые сети очень непросто. Там достаточно жесткие условия, в том числе касающиеся оплаты за поставленные товары. Случается, что у сетей «зависают» на продолжительное время довольно крупные суммы денег, которые поставщик может никогда не увидеть. Эти обстоятельства, конечно, ограничивают возможности фермерских предприятий.
«СП»: Натуральная продукция выходит значительно дороже?
— Разумеется. Если учитывать зарплаты, логистику, энергетические расходы, натуральная продукция получается довольно дорогой. И перекупщиков по этой причине она не слишком интересует.
«СП»: Сейчас антимонопольная служба обеспокоена наценками на хлеб, еще не утихли страсти по поводу сливочного масла.
— Мне, кстати, не совсем понятен этот ажиотаж. Недавно аналогичная волна поднималась по поводу яиц. Потом схлынула. Сейчас яйца продаются повсюду, кроме, видимо, цветочных магазинов. У меня возникает подозрение, что этот шум вокруг продуктов кому-то выгоден.
«СП»: Как энергозатраты, логистика влияют на стоимость конечного продукта?
— Конечно, все это отражается на ценах, которые человек видит на прилавке. Все зависит от того, куда доставляется продукт. Логистика внутри страны, надо сказать, отлажена неплохо. С энергозатратами тоже есть нюансы: если у вас газ и электричество — будет одна цена, если только электричество — себестоимость продукта выше. Многое зависит от технологического оснащения. Факторов — масса, здесь аграрный сектор не слишком отличается от других.