Четверг, 21 ноября, 2024
Четверг, 21 ноября, 2024
Главная Культура Настоящий хор

Настоящий хор

от admin

Повзрослевшие солисты легендарного коллектива поделились своими воспоминаниями.

Недавний показ сериала «Хор» на Первом канале до сих пор находится на волне обсуждений. Ведь это очевидный отсыл к истории Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения и конкретно к личности руководителя этого коллектива Виктора Попова. Которому в этом году, кстати, исполнилось бы 90 лет…

Авторы сериала честно признались, что историю легендарного советского коллектива представили в очень вольной интерпретации, многое выдумали. И образы главных героев – фантазийные. Хотя параллели с реальными людьми неизбежны. Ведь киношному руководителю хора даже дали имя настоящего руководителя – Виктор Сергеевич. Только фамилия у него не Попов, а Грачев. И сериального солиста Юру Соловьева в фильме не случайно именуют «советским Робертино Лоретти». Именно так говорили и о Сереже Парамонове, который в свое время был восходящей звездой Большого хора. Тем более интересно узнать – как же там все было на самом деле. Каким в действительности был руководитель хора, показанный в сериале человеком, который шагает по головам, крайне груб и жесток с детьми.

Мы попросили поделиться воспоминаниями тех, кто в Большом хоре пел, кто в нем вырос. И стал настоящей звездой.

Вадим Тихонов, солист Большого театра: «В сериале все очернили!»

– В этом сериале нет ни капли правды про наш хор! – сходу заявил заслуженный артист. – Сценарий очень слабый. Хоть бы спросили у людей, которые точно знают, как все было… Но не спросили. И получилось то, что получилось.

– А как все было?

– Я в этом хоре пел практически с самого его основания. И никогда мы не занимались в таких убогих условиях, как показано в первых сериях.

У нас были свои просторные помещения, шикарный актовый зал. И Виктор Сергеевич (Попов. – Ред.) был не таким, как в сериале, – лысым, неопрятным и неприятным. Он на самом деле был настоящим красавцем – подтянутым, открытым, с большими лучистыми глазами, с роскошными волосами. И сохранил свою удивительную стать и обаяние на всю жизнь.

Сериальный Виктор Сергеевич совершенно не любит детей. А наш – очень любил. Когда он входил в наш светлый зал, то становилось еще светлее! Это был Человечище с большой буквы. Который научил нас чувствовать и ценить музыку. В каждого вложил искорку своей собственной души!

– Но у него было противостояние с чиновниками как в сериале?

– Нет, никогда! Власть Виктора Сергеевича любила. Его хор приглашали на все значимые мероприятия в стране. Мы выступали на всех правительственных концертах. Нас отправляли за рубеж в качестве образцово-показательного коллектива. Первый раз выехали за границу в 1973 году, на музыкальный фестиваль в Братиславу. И взяли сразу гран-при. Я тогда солировал… То есть нам доверяли представлять страну на серьезных конкурсах. И мы достойно ее представляли! Пели все – и классику, и патриотические песни, и минорные, и радостные, и детские, и взрослые… Репертуар был богатейший! А все потому, что Виктор Сергеевич был невероятный трудяга. Он работал, мне кажется, круглосуточно. Даже дома не отдыхал. Знаю это, потому что был у него дома. У него тогда только родился сын, а он – весь в работе.

– На «Песне-71» вы тоже были солистом?

– Да, я там пел «Трус не играет в хоккей». Помню, съемки тогда закончились поздно, я не успел на последнюю электричку и заночевал на вокзале. Меня забрали в милицию. Родители в это время сходили с ума, не знали, где я, что со мной. Слава богу, из милиции с ними каким-то сложным способом связались, сказали, что я жив и здоров.

– Сериальный руководитель хора выгнал солиста, когда у того стал ломаться голос. Такое было?

– Никого не выгоняли. Просто во времямутации голоса петь не рекомендуется. Я солировал в хоре три с половиной года. А потом голос стал меняться. И Виктор Сергеевич, услышав это, сказал: «Хватит петь. Все!» И это правильно. Это как в спорте: надо сделать паузу на время переходного периода, чтобы организм окреп. Я послушался Виктора Сергеевича, взял паузу. На мое место, на мой репертуар взяли Сережу Парамонова.

А я два с лишним года вообще рот не открывал, не пел. Хотя очень хотелось. Зато сохранил голос. И потом выступал по всему миру, стал солистом Большого театра. А многие, кто не делал перерыв на время мутации, потеряли голоса. Потерял голос и Сережа Парамонов, потому что не захотел остановиться…

Вот если бы авторы сериала обратились к нам – реальным участникам хора, – то у них было бы больше правдивого и интересного материала.

– Они подчеркнули, что не добивались ассоциаций с Большим хором…

– Если не хотели ассоциаций, то почему тогда взяли для фильма записи именно Большого детского хора? В Советском Союзе было множество детских хоров, которые исполняли те же песни. Берите и делайте что-то на их основе! Но если вы имеете в виду именно Большой детский хор, то надо быть исторически и морально честными. А тут все показали совсем не так, как было. Более того, складывается ощущение, что перед авторами стояла задача – через историю Большого хора очернить тот период. Зачем?..

Маргарита Суханкина, певица: «У нас была невероятная жизнь!»

– Я, откровенно говоря, не в восторге от этого сериала. Мне он совсем не понравился. Там не просто вольно, а очень вольно интерпретируется все. Да, как человек творческий я понимаю: любое кино не может обойтись без фантазий, без придумывания каких-то деталей, историй, обстоятельств. Но чтобы сериальные фантазии не воспринимались зрителями за чистую монету, и надо рассказать правду.

– Как вы в Большой хор попали?

– Каждую осень по радио шли объявления о наборе в Большой детский хор. Всех желающих приглашали в такой-то день, в такое-то время на прослушивание. И вот одно из таких объявлений услышал мой папа. Я в то время пела в другом коллективе – хоре Локтева во Дворце пионеров на Ленинских горах. Совсем не хотела куда-то переходить. Но папа убедил пройти прослушивание.

Там сразу поняли: ребенок подготовленный. Я ведь пришла туда, когда мне было 11. А пела с четырех с половиной лет. Более того – училась в музыкальной школе, то есть знала музыкальную грамоту, играла на фортепиано. И мне на первом же этапе сказали: «Берем непременно!»

Сразу же сделали солисткой Большого детского хора. Все произошло очень быстро! Глазом не успела моргнуть – начались съемки на телевидении, записи на радио, поездки и гастроли. Мы поехали сначала в Ленинград, потом в Чехословакию… И вообще, началась новая жизнь – безумно интересная! И она была такой благодаря Виктору Сергеевичу Попову.

– Хоть чем-то он был похож на своего сериального тезку?

– Тот человек, который показан в сериале «Хор», – на самом деле полнейший антипод Попова. Там все не так! Одежда, поведение, манера общения с детьми… Попов никогда так не одевался, никогда так себя не вел, никогда так грубо не общался с детьми. Он обожал детей. Участвовал в судьбе каждого ребенка. Да, мог отругать за что-то, при всех сделать замечание. Но мог тут же по-отечески похлопать по плечу, потрепать по затылку. И это потом осталось на всю жизнь.

Когда уже взрослыми мы к нему приходили, он продолжал с нами общаться как с детьми. Это было забавно: все уже были с ним одного роста, а он все так же трепал нас по загривкам и разговаривал как с 10-летними. То есть мы для него пожизненно оставались детьми. А он для нас был и оставался значимым взрослым родным человеком. Папой, если хотите.

Настоящий хор

Лично для меня Попов действительно был вторым папой. Это был великий человек! Великий музыкант. И великий педагог. Он столько сделал для хора! У меня было ощущение, что он вообще никогда не спит. Он брал на себя все, занимался абсолютно всем. Постоянно куда-то ездил, с кем-то договаривался. Когда удавалось «выбить» для хора какие-то костюмы или интересные поездки, кажется, он радовался больше нас. И всегда нам говорил: «Какие вы счастливые! Благодаря хору вы можете столько всего объехать, увидеть, узнать нового!»

– В сериале показано, что руководитель хора не церемонился с теми, у кого что-то не получалось. Перешагивал через неудачников.

– Реальный Виктор Сергеевич никогда так не делал. Например, часто бывало так, что человек уходил из хора по какой-то причине. Но через некоторое время приходил к Виктору Сергеевичу и говорил: мол, хочу учиться пению дальше, хочу сделать это своей профессией. И некоторых Попов отводил в свой кабинет и объяснял: у тебя есть слух, ты можешь петь, но тебе надо выбрать другую профессию, потому что это – не твое… Но ведь до этого человек занимался в хоре! И никто его не прогонял. С ним работали, его тянули. То есть не было перешагивания через неудачников. Он всех поддерживал. В том числе и тех, кто не обладал выдающимися данными.

– Какие же моменты из хорового прошлого чаще всего вспоминаются вам теперь?

– Очень многие: и поездки, и экскурсии, и даже отдельные фразы Виктора Сергеевича… А сколько было разных приключений! Вспоминается история, как я потерялась на гастролях в Японии и меня всем хором искали…

А однажды на гастролях в Голландии нас поселили в монастыре. Мы жили в кельях! И переводчик предложил мне ночью съездить на дискотеку. Договорились, что ничего не скажем Попову. Тихо убежим, потанцуем, а потом тихо вернемся. Но Попов каким-то образом обнаружил мою пропажу. И очень переживал. Не спал, ждал моего возвращения. Потому что он за всех нас нес ответственность. Я вернулась уже под утро. И получила такую взбучку от него!..

Во Франции у нас цыгане украли несколько чемоданов. И некоторые дети остались без костюмов… Ой, столько историй разных было, что все не перескажешь! Благодаря Большому хору и Виктору Попову у нас была невероятно активная, насыщенная, полная впечатлений жизнь. Все это сейчас вспоминается с невероятной ностальгией. И Виктора Сергеевича остро не хватает. Таких людей, как он, очень мало в этом мире.

И я благодарна, что судьба подарила мне огромное счастье – общение с этим великим человеком, великим педагогом и великим музыкантом.

Вам также может понравиться

@2024 — Extremale.ru. Все права защищены.