Разрушенная европейцами система поставок российского топлива привела рынок к неопределенности
Австрия утром 16 ноября прекратила получать трубопроводный газ из России на фоне судебных споров между австрийской энергетической компанией OMV и «Газпромом», передал Reuters со ссылкой на сообщение австрийского энергетического регулятора E-Control. Чуть ранее, 14 ноября, OMV объявила о победе в арбитражном разбирательстве с «Газпромом».
В январе 2023 года австрийская компания подавала иск, заявив о прекращении поставок российского газа осенью 2022 года. Австрийская сторона планирует взыскать €230 млн в счет платежей по договору на поставку газа в Австрию через Украину.
В ответ «Газпром» в марте обратился с иском к OMV в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Российская инстанция запретила «дочке» OMV — OMV Exploration & Production — вести спор за рубежом с «Газпромом». Так, «Газпром экспорт» не признал нарушение контрактов и правомерность заявленных австрийской стороной требований о возмещении убытков.
Сразу после заявлений австрийской стороны утром 17 ноября представитель «Газпрома» сообщил, что российская компания продолжила подавать газ транзитом через Украину, который идет в том числе и в Австрию, в прежнем объеме — 42,4 млн куб. м в сутки. Словацкий оператор газовой энергосистемы SPP заявил, что по-прежнему получает газ из России.
«Ситуация, когда крупный потребитель прекратил получать газ с востока, но такой же объем продолжает идти через территорию Украины, показывает, что в Европе по-прежнему сильно заинтересованы в этом газе», — подчеркнули в компании.
«СП» решила уточнить, насколько актуален вопрос поставок в Австрии в преддверии возможного прекращения транзита через Украину.
— Поставляя сейчас газ в Австрию, структуры «Газпрома» рискуют недополучить оплату за эти объемы из-за выигранного OMV арбитража. С другой стороны, сложно указать, что происходит с поставками в Австрию, потому что данные противоречивы. Западное направление поставок трубопроводного газа из России на текущий момент абсолютно непредсказуемо с точки зрения прогнозов, потому что на рынок влияют политические решения, — рассказал руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК Вячеслав Мищенко.
— Искать рациональные экономические объяснения сложно. Можно предположить, что транзит российского газа через территорию Украины в начале января прекратится, так как не будет продлен договор.
Текущая ситуация с OMV вторична по отношению к этому фактору. Если не будет транзита через Украину, то и поставок в Австрию не будет, какая бы ситуация не сложилась со спором между компаниями.
«СП»: Чем можно заменить транзит через Украину?
— Пока сохраняется единственный рабочий маршрут — «Турецкий поток», через нитку, предназначенную для европейских потребителей, может прокачиваться 15,75 млрд куб. м (вторая нитка мощностью 15,75 млрд куб. м и «Голубой поток» в 16 млрд куб. м идут в Турцию). Далее газ из «Турецкого потока» идет через Болгарию в Сербию и Венгрию. Можно предположить, что это направление продолжит работать. Будет ли оно существенно увеличено, и есть ли такой потенциал — уже другой вопрос.
Остаются поставки российского СПГ, в основном из проекта «Ямал СПГ». Однако они балансируют на грани включения в 15-й пакет санкций ЕС, который обсуждается европейскими чиновниками. Это уже было озвучено предварительно на самых различных уровнях, в том числе и в Еврокомиссии (ЕК).
Были также различные информационные сообщения, не подтвержденные официально, что рассматривался вопрос о присоединении российских объемов газа для поставок в Европу через Трансанатолийский газопровод (TANAP), который был построен для поставок газа из Азербайджана через Грузию и Турцию к Мраморному морю. Далее маршрут идет по южной Фракии к греко-турецкой границе, а затем по Трансандриатическому маршруту по северной части Греции и Албании в Адриатическое море до Италии.
Его мощность составляет 14,5−16 млрд куб. м, из которых примерно 6−10 млрд куб. могут пойти на европейский рынок. Такой вариант можно рассматривать гипотетически, и предположить, что поставки российского газа будут прямыми или в рамках своп-сделок, когда одна сторона поставляет газ другому участнику рынка, который в свою очередь переправляет уже свой газ третьей стороне.
«СП»: E-Control сообщал, что цены на газ остаются стабильными. Однако, с 19 сентября цены на газ на нидерландском хабе TTF британской биржи ICE выросли с $393 до $523 за 1 тыс. куб. м. Будут ли они увеличиваться и дальше?
— Цены на газ чувствительны к политическим событиям, также есть фактор сезонных колебаний температуры. Ее понижение на несколько градусов может привести к более сильному отбору газа из подземных хранилищ газа (ПХГ), которые на начало отопительного сезона в ЕС были заполнены на очень высоком уровне в 95%. Чем дольше продержатся низкие температуры, тем больше газа будет отобрано и будет больше спрос.
Если еще проявятся политические моменты, вроде заявленного прекращения транзита через Украину или запрет ЕС на импорт СПГ из России, то можно предположить, что будут серьезные скачки цен на газовом рынке.
Рынок переходит в более спекулятивную среду под воздействием разных политических факторов, и есть риск повышения цен до максимальных значений 2022 года, которые наблюдались во время газового кризиса.
«СП»: 15 ноября канцлер Австрии Карл Нехаммер заявил, что страна обеспечена запасами альтернативного топлива и, что «никто не замерзнет этой зимой, ни один дом не будет холодным». Насколько это соответствует действительности?
— В Австрии находится один из крупнейших газовых хабов Центральной и Восточной Европы — в Баумгартене. Ранее он подпитывался за счет поставок из России в том числе по немецким трубопроводам, которые принимали газ из трубопроводов «Северный поток-1» и «Ямал-Европа».
Когда немецкий рынок был насыщен, то часть объемов реализовывалась на австрийском хабе. Поскольку рынок Германии сейчас дефицитный, то сложно сказать, откуда Австрия, у которой нет доступа к морским терминалам, будет брать дополнительные объемы газа. Есть вероятность, что Венгрия сможет перепродавать Австрии ресурс, который она получает через «Балканский поток».
Пока непонятно, что подразумевал канцлер Австрии, каким именно газом обеспечены австрийцы и на какой период. Возможно, в краткосрочной перспективе стране удастся решить проблему, но дальше уже стоит задача роста промышленного и ВВП. Как мы видим на примере Германии, проблемы с поставками газа ведут к трудностям в энергетике и промышленности, и, по сути, к отрицательным показателям (по прогнозу ЕК, по итогам 2024 года ВВП Германии снизится на 0,1% — «СП»).
«СП»: Может ли Австрия импортировать газ через Италию?
— Италия сама находится в непростом положении, ранее она была вторым после Германии крупным потребителем российского газа. Сейчас она все же может получать газ через регазификационные терминалы из других источников, поэтому в целом у нее ситуация получше. Но при этом непонятно, сможет ли она по сложным схемам качать газ на север в Австрию и будет ли это рентабельно.
В целом, нарушения связей и маршрутов поставок российского газа, которые были апробированы и зарекомендованы как экономически привлекательные и стабильные, привело всех бывших партнеров «Газпрома» в непредсказуемую зону спотового, спекулятивного рынка.
В таких условиях действуют и поставки американского СПГ, которые в любой момент могут уйти на другие рынки, прежде всего азиатские, так как в определенное время они могут быть более премиальными. Разрушенная европейскими партнерами «Газпрома» система поставок российского газа ввергла их в состояние неопределенности как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе.