Съедобные и ядовитые растения

обеспечение едой в автономке.doc

промывают в проточной воде и едят в том или ином виде. Выкопанные корни, луковицы, клубни следует сразу же отряхнуть от земли и тщательно вымыть, а затем разобрать, удалив участки, пораженные гнилью, имеющие ненормальный цвет, наросты или вовсе несвойственную корневищу бугристость.

Корни и клубни растений, можно готовить без посуды, прямо на горячих углях, предварительно обмазав слоем глины или обернув фольгой, листьями.

Большинство растений северного региона съедобны.

Горная ягода. Низкий ползучий кустарник с вечнозелеными, похожими на кожу листьями. Его красные ягоды богаты витаминами.

Дикая роза. Ягоды, прозванные шиповником, созревают, начиная с середины лета до осени (часто их можно найти зимой и ранней весной). Дикая роза растет на сухих почвах, особенно вдоль рек и крутых склонов. Ее можно определить по колючему стеблю. Плоды красного и оранжевого цветов, зимой и весной твердые и сухие, но они съедобны и очень питательны.

Растения, используемые против цинги

Цингу можно предупредить, употребляя растения и мясо в сыром виде. Есть много растений, содержащих в больших количествах витамин С, среди которых цинговая трава и ель.

Многие растения являются хорошими заменителями лиственных овощей, обычно съедаемых как часть ежедневного рациона.

Одуванчик. Это растение – потенциальный спасатель жизни в полярных регионах. И листву и корни можно употреблять в сыром виде, но они вкуснее после того, как их слегка отварить. Корень одуванчика можно использовать

как заменитель кофе. Чтобы приготовить корни, очистите их, разрежьте вдоль, затем нарежьте маленькими кусочками. Поджарьте их и разотрите поджаренные куски камнями. Заварите порошок как кофе.

Болотные ноготки. Это растение встречается на болотах и по берегам ручьев и появляется ранней весной. Листья и стебли, особенно молодых растений, вкусны, если их отварить.

Мать–и–мачеха. Листья и цветущие побеги съедобны весной и летом. Растение можно встретить во влажных лесах и сырой тундре. Его утолщенные листья, темно–зеленого цвета вверху и пушистые белые внизу, поднимаются с земли только весной. Стебель мясистый, опутан «паутиной» высотой 30 см, на вершине стебля – пучок желтых цветов.

Клевер. Все виды имеют одинаковые пищевые особенности. В салат идут молодые стебли и листья. Искать клевер можно на лугах, по берегам рек, лесным опушкам, вдоль дорог. Цветет с мая по октябрь. Заготавливать листья и побеги можно в сушеном и квашеном виде.

Крапива встречается на пустырях, по оврагам, по берегам рек. Цветет в июне ‒ июле. Листья молодой крапивы, опушенные в кипяток на 5 мин, идут на салат. Молодые побеги, истолченные в сыром виде в кашицу, ее можно сушить или солить впрок.

Водоросли. В прибрежной зоне морей в качестве растительного сырья для приготовления еды можно использовать водоросли, которые тянутся вдоль берега длинными буро‒зелеными валами. Все их в простонародье принято называть морской капустой, хотя сортность этой зеленой массы различна. Все водоросли съедобны, если, конечно, они не протухли под лучами солнца во время долгого пребывания на берегу или не испачканы мазутом и тому подобными продуктами технической деятельности человека. Усвояемость их организмом человека достигает 65‒80%.

Съедобные части деревьев. Пригодны в пишу не только травянистые растения, но даже части деревьев! Например, шишки, желуди или заболонь ‒ тонкая, прилегающая к стволу молодая кора. Сосна может предложить к столу пять годных в пищу частей: нераспустившиеся цветочные почки, молодые побеги, заболонь, шишки и в качестве витаминного напитка хвою. У березы, кроме заболони и сока, можно употреблять почки и молодые листья, которые содержат до 23% белковых веществ и 12% жира. Кустарники ивы или деревья встречаются довольно часто. У них молодые, нежные побеги, съедобные весной. У старых растений побеги горькие и твердые. Ива – один из самых богатых источников витамина С.

Ежевика. Произрастает ежевика по берегам рек, среди других кустарников, на полях и заливных лугах . Ее можно встретить и в оврагах с влажной почвой. Ареал распространения достаточно велик. Это все Европейская часть России, обитает и на кавказских и среднеазиатских землях, а также в Западной Сибири.

Брусника. Небольшой вечнозеленый кустарничек. Стебель ветвистый. Листья брусники кожистые, вытянутые, блестящие, зеленого цвета. Цветет брусника в мае-июне. Поспевает в августе-сентябре. Ягоды брусники круглые, ярко-красного цвета. Брусника распространена на всей территории России. Растет в хвойных и смешанных лесах. Встречается брусника, даже, в тундре. Но предпочитает сосновые и еловые леса (бор).

Это интересно:  Съедобные трубчатые грибы: пример

Черника.Черника широко распространена в Европейской части России, в Восточной и Западной Сибири, на Дальнем Востоке. Она предпочитает сосновые боры, широколиственные и пихтово-еловые леса. На гарях черника иной раз образует сплошные черничные пустоши без древесного яруса. Она любит кислую, каменисто суглинистую подпочву. За пределами России она растет в Белоруссии, странах Прибалтики, на Кавказе и на Украине.

Это растение способно расти и в сырых заболоченных местах, и на сухих участках в горах, мирясь с очень бедными и очень кислыми почвами. Приспособляемость голубики объясняется большим разнообразием ее естественного ареала обитания. Ведь в природе голубика растет и в лесах, и на болотных кочках, и в каменистой тундре, и в горах.



Ее можно встретить как в Европейской части России, так и в арктических районах, в горах Кавказа, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Можжевельник. Можжевельник – небольшое деревце или древовидный кустарник с узкопирамидальной кроной (нередко существует в виде стланика). Можжевельник обыкновенный распространен в подлеске всей лесной зоны России (на Севере заходит и в лесотундру), часто разрастается на вырубках.

Клюква. Распространена клюква в тундровой и лесной зонах по всей России. Это типичное болотное растение, образует заросли на сфагновых болотах, произрастает и в заболоченных редколесьях.

Вечнозеленый стелющийся ветвистый кустарничек с тонкими стеблями длиной до 80 см. Стебли гибкие, одревесневающие, темно-бурые, с приподнимающимися цветоносными веточками и короткими нитевидными пушистыми однолетними веточками.



Наиболее опасные и часто встречающиеся ядовитые растения следующие: аконит, белена, белладонна, белокрыльник болотный, болиголов крапчатый, вех ядовитый, волчье лыко, вороний глаз, дурман, паслен сладко‒горький.

Аконит, яд которого вызывает горечь во рту, рвоту, судороги, в тяжелых случаях смерть.

Белена, у которой ядовиты все части растения, но особенно опасны семена. Яд ‒ гиосциамин, скополамин. При употреблении наблюдается высыхание слизистых оболочек, помутнение сознания, возможна остановка дыхания.

Белладонна (красавка). При отравлении расширяются зрачки, угнетается и постепенно затухает дыхание. Белокрыльник болотный.Растение сильно ядовито в свежем виде. Однако богатое крахмалом корневише после тшательного кипячения становится съедобно. Из прокипяченного, высушенного корневиша готовится мука и выпекаются хлебные лепешки.

Болиголов крапчатый. Растение сильно ядовито, особенно плоды и листья. Яд ‒ конин. Вызывает рвоту, расстройство речи, паралич, в тяжелых случаях смерть.

Вех ядовитый (цикута). Особо ядовиты сладкий стебель и корневище ‒ сладковатое, с приятным запахом (напоминающим запах сушеных яблок). Яд ‒ Цикутоксин, цикутол. Вызывает судороги, остановку дыхания, ведущую к смерти.

Волчье лыко (волчеягодник обыкновенный, лавруша). Яд ‒ дафнин, мезерин. При употреблении ощущается жжение во рту, судороги, потеря сознания, остановка дыхания.

Вороний глаз. Ядовито все растение, особенно корневище и ягода.

Водяной болиголов. Его можно определить по местам, где он растет (всегда во влажной почве), и по следующим характеристикам: пустотелая утолщающаяся у основания луковица, удлиненные, грушевидной формы корни и сильный неприятный запах, особенно в зоне корней и луковицы. Этих растений особенно много на болотах, вблизи южных заливов и вокруг заболоченных озер в долинах рек. Болиголов никогда не растет на склонах гор и на сухой почве.

Ядовитые растения ХМАО

Багульник болотный – растет практически повсеместно: и на верховых болотах, и в зеленомошных хвойных лесах, и даже в сухих борах беломошниках. При отравлении багульником наблюдаются общая слабость, сонливое состояние, тошнота, рвота, усиление потоотделения, понижение артериального давления, тахикардия. При тяжелых отравлениях имеют место нарушения дыхания, удушье.

Вех ядовитый(Цикута) – очень коварна своим приятным морковным запахом, корневище ее сладковато на вкус. Оно напоминает брюкву или редьку, но в разрезе имеет поперечные перегородки, разделяющие внутренность корневища на полости. Растет по топким берегам рек, в болотистых местах, иногда прямо в воде. Основные признаки отравления: головная боль, головокружение, общая слабость, обильное слюнотечение, тошнота, рвота. Вскоре утрачивается сознание и начинаются судорожные припадки, частота возникновения которых зависит от количества попавшего в организм яда.

Плаун булавовидный – многолетнее вечнозеленое травянистое растение. Стебель и ветви густо покрыты мягкими линейно-ланцетными листочками. У него длинные ползучие нерасчлененные стебли. Встречается в сосновых

борах и темнохвойных лесах. При случайном отравлении отмечаются: понижение аппетита, выделение большого количества газов, атонические запоры, вялость пищеварения, общий упадок сил, бледность и вялость кожных покровов, блуждающие боли в теле, повышенное содержание солей в моче.

При тяжелых формах отравления могут наблюдаться нарушения сердечной деятельности, обморок, резкое падение кровяного давления.

Считают, что всего на земном шаре встречается около 7 тыс. видов шляпочных грибов, около 3 тыс. из них – на территории бывшего СССР, в том числе около 200 видов съедобных. Однако в пищу употребляют всего около 60 видов, в отдельных районах – 1520 и меньше, а чаще – лишь 4–5 видов. Объясняется это тем, что многие грибники знают малое число грибов, а к остальным относятся как к несъедобным и ядовитым, не собирают их, хотя такие грибы нередко бывают съедобными и обладают высокими вкусовыми и питательными свойствами.

Это интересно:  Как правильно топить медвежий жир

По урожайности грибов наша страна занимает первое место в мире. Грибы очень богаты белками. Кроме того, они содержат жиры, углеводы, минеральные вещества, микроэлементы (фосфор, калий, кальций, марганец, медь, серу, цинк и др.) и витамины А, В, В2,С,РРиБ. Все грибы принято делить на съедобные, условно съедобные, несъедобные, ядовитые.

Съедобные грибы: белый гриб, груздь настоящий, дождевики, лисички (лисичка желтая настоящая), лисичка серая, маслята, моховики, навозники, опята, подберезовики, подосиновики, рыжики, радовики, сыроежки (желтая, зеленая, золотисто–красная и т. д.), шампиньоны.

Условно съедобные грибы: валуй, волнушки, гладыши, горькушки, грузди (дубовый, желтый, пергаментный, синеющий, черный), серуха, сморчки, строчок осенний, сыроежки (красивая, ломкая, невзрачная).

Несъедобные грибы: они не ядовиты, но обладают неприятным вкусом или запахом, кроме того, содержат мало питательных веществ. К ним относятся: боровик ложный, валуй ложный, желчный гриб, лисичка ложная, опенок ложный, навозник домовой, сатанинский гриб.

Ядовитые грибы: на европейской территории их около 200 видов. Среди них: бледная поганка (самый ядовитый гриб), мухоморы (партерный, серый, поганковидный, красный).

Грибы можно высушить, мелко нарезав и развесив на нитке, растянутой между двумя деревьями на открытом солнцу и ветру месте, или разложив на расстеленной на сухом месте газете или полиэтиленовой пленке. При этом выбирать, выбрасывать червивые грибы не следует, так как в аварийной ситуации черви не портят гриб (так же, как ягоды, фрукты), а сами являются ценным пищевым продуктом.

Не рекомендуется есть: растения, выделяющие на изломе млечный (похожий на молоко) сок, так как среди них много ядовитых. Лучше всего отказаться от всех незнакомых на вид грибов; луковицы без характерного луковичного или чесночного запаха; косточки и семена плодов ‒ они очень часто бывают ядовиты; фрукты, которые делятся на пять долек; траву и растения с крошечными шипиками на корне и листьях, напоминающими волоски.; волосатые растения (либо при употреблении их тщательно проваривать); старые, увядшие листья растений (в том числе черники, малины, вишни, сливы и пр.), в которых по мере взросления могут накапливаться ядовитые вещества;

к содержанию ↑

Конспект занятия по безопасности «Осторожно, ядовитые растения!»

Альбина Шепелева
Конспект занятия по безопасности «Осторожно, ядовитые растения!»

Образовательные: познакомить детей с ядовитыми растениями; дать представление об опасности, исходящей от ядовитых растений (обонятельная, тактильная, пищевая); учить различать ядовитые растения.

Развивающие: развивать кругозор детей при ознакомлении с окружающим миром; развивать чувство осторожности и ответственности за свою жизнь и здоровье; развивать наблюдательность в природе.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе; воспитывать у детей бережное отношение ко всем растениям.

Оборудование: конверты с загадками, иллюстрации растений: ландыш, крушина (волчья ягода, вороний глаз, лютик, кувшинка, болиголов, вех ядовитый (цикута, аконит, наперстянка, рисунки – раскраски с ядовитыми растениями, слайд-презентация.

к содержанию ↑

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, что вы представляете, когда слышите слово природа? (Дети отвечают)• Правильно, природа – это растения, деревья, животные, вода, воздух, почва, горы. Это всё, что нас окружает, что не создано руками человека. Не хотели бы вы отправиться в научный поход? (Дети выражают свое отношение). А узнать, куда мы отправимся, нам поможет загадка:

Они бывают разные:

Зовём мы их. (растения).

И так, мы отправляемся в царство растений. Нашим специальным заданием будет изучение особых растений. И сначала, мы отправимся в лес. (Слайд 2) Что же нам здесь искать? Я вижу подсказку. (Вскрывает конверт) Слушайте загадку:

Цветёт он майскою порой,

Его найдёшь в тени лесной:

На стебельке, как бусы вряд,

Цветы душистые висят.

Дети среди растений леса находят ландыш (слайд3).

Слушайте следующую загадку:

На кусту развешанные,

Зовут к себе, краснеют,

Да взять никто не смеет.

(Волчья ягода – крушина)

Как думаете, что же это за ягоды такие бешеные? В народе их называют волчьи ягоды. Почему волчьи? Наверно, потому, что в народе волки издавна считались коварными, жестокими и злыми. Красивые ягоды, но смертельно опасны.

Дети среди растений леса находят крушину (слайд 4).

Слушайте следующую загадку леса:

Расту в лесу под кустиком

На длинном стебельке.

Кругом четыре листика,

Да сильный яд во мне.

Что за странная ягода, похожа на большую чернику, сидящую посредине четырех листьев, как в центре зеленого креста. На что она похожа? (бусину, пуговку, на глаз птицы). Это растение называется «вороний глаз». Эта ягода-глаз всегда одна растёт.

Это интересно:  Ядовитые растения краснодарского края и саратовской области

Легенда о вороньем глазе.

По старинному преданию многие годы в дупле могучего дерева жил старик-кудесник со своим верным другом – чёрным вороном, которого он выучил предсказывать будущее. Когда старик умер, стал ворон летать каждый день над лесом, оплакивая волшебника, и там, где роняла птица на землю свои слёзы, каждую весну вырастал цветок. (слайд 6)

Загадки леса закончились. Нравится вам наш поход? Прежде чем продолжить наш путь, сделаем привал. Пусть отдохнут наши глазки, а поработают ручки и ножки.

В круг сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале…

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поднимись.

Руки вверх и руки в бок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы. Ребятишки.

И на месте стой! Вот так.

Продолжаем наш поход. Куда нас завела лесная тропинка? На луг!

Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо.

Куда ни глянь, цветы вокруг,

На лугу растут ромашка,

Лютик едкий, клевер-кашка. (Слайд 8)

Гвоздика, смолка, колокольчик, (Слайд 9)

Хвощ – как ёлка. (Слайд 10)

Подорожник, васильки, (Слайд 10)

Граммофончики – вьюнки. (Слайд 11)

Ещё много разных травок

У тропинок, у канавок.

И красивых, и пушистых!

Разноцветных и душистых! (Слайд 12)

-Какое же растение нам нужно найти на лугу?)

Или вправду верят люди,

Говоря, что лютик лютый,

Говоря, что ядовит.

Огорчённо никнет лютик,

Разливая жёлтый свет –

С давних пор поныне люди

Не берут его в букет. (слайд 13

Что ж, лютик, мы не берем тебя с собой

Следующее растение чистотел – содержащит млечный сок, попадая на кожу или глаза, вызывает покраснение кожи, и даже ожог. (Слайд 14)

Вышли дети на поляну,

Там высокий рос укроп.

Ты не тронь его руками –

Это страшный болиголов (Слайд 15)

Белладона или красавка – Особо опасен плод. Часто дети путают её с вишней. Вызывает сильнейшее отравление. (Слайд 16)

Вот и подошел к концу наш поход в мир растений. Давайте посмотрим, с какими же особыми растениями мы сегодня познакомились.

Называйте растения, которые вы запомнили.

(Ландыш, волчьи ягоды, вороний глаз, лютик едкий, чистотел, белладонна, дурман). (Слайд 17)

Как вы думаете, почему мы собрали эти растения вместе? Даю подсказку. В разговоре о них очень часто упоминается одно слово, какое? (ядовитый). Значит, что можно сказать про эти растения? (ядовитые растения). Правильно, эти растения содержат яды, смертельно опасные для жизни человека.

У ландыша ядовиты и стебель, и цветы, и ягоды, и листья, и даже вода из-под букетика также является ядовитой!

У крушины ядовиты не только ягоды, но и листья.

У вороньего глаза особенно ядовиты корни и ягода.

Но это совсем не значит, что мы должны уничтожить эти растения. Вредных растений не существует. То, что вредно и опасно для человека, нередко полезно для некоторых животных. Большинство растений, которые мы называем лекарственными, могут быть ядовитыми, если не знать, как их использовать.

Просто мы должны с вами соблюдать простые правила. Давайте подумаем какие.

Дети формулируют правила (Слайд18)

Правило 1: Не торопись срывать и пробовать на вкус незнакомые ягоды.

Правило 2: Не торопись срывать и брать в рот незнакомые и знакомые растения (например лютик, ландыш).

Правило 3: Не торопись брать руками незнакомое тебе растение, ведь некоторые из них могут быть ядовитыми, могут уколоть или обжечь (лютик)

Правило 4: Во время прогулок нужно наблюдать за растениями, а не рвать их.

Итог занятия:

О каких растениях сегодня говорили?

Почему их так называют?

Какой вред приносят человеку?

Назовите, какие ядовитые растения вы сегодня узнали? Перечислите.

(Ландыш, волчьи ягоды, вороний глаз, лютик едкий, чистотел, болиголов,белладонна, дурман).

Вы смотрите на картинки –

Эти ягоды, друзья, собирать в лесу нельзя!

В каждой яд опасный есть.

Если их однажды съесть,

Можно сильно отравиться,

И придётся вам лечиться.

Сейчас я раздам вам листки-памятки с изображениями ядовитых растений. Раскрасьте их. Вместе с мамой или папой придумаете значок, который будет отличать ядовитые растения от других растений.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector