Способы подачи сигналов бедствия: международные сигналы

В настоящее время существует немало специальных техни­ческих средств и систем подачи и приема сигналов бедствия. Сюда относится Международная космическая система поиска аварийных судов и самолетов (КОСПАС — САРСАТ), автомати­ческие радиомаяки и другие радиотехнические системы. Широ­кое распространение получили различные пиротехнические сиг­нальные средства — сигнальные, осветительные, дымовые ра­кеты. Однако в ситуации вынужденного автономного существова­ния вряд ли эти средства могут оказаться под рукой. Поэтому необходимо рассмотреть способы подачи сигналов бедствия, осуществ­ление которых возможно без наличия специальных техничес­ких средств.

Сигнальные костры. Это самый простой и доступный способ подачи сигналов, который используется некоторыми народами с незапамятных времен по настоящее время. Прежде всего, надо выбрать удобное для костров место, хорошо различимое как с земли, так и с воздуха. Для этой цели подойдут открытые про­странства — поляны, широкие просеки, озера. Лучше, если вы­бранное для костров место находится на возвышенности. Чтобы привлечь внимание спасателей, надо развести не один, а несколько костров. Принято разводить три костра, расположен­ные на одной линии или в вершинах равностороннего треуголь­ника. Такие фигуры являются международными сигналами бед­ствия. Пять костров, образующих букву Т, указывают место, пригодное для посадки самолета, вертолета. Расстояние между кострами должно быть не менее 30 — 50 м.

В ночное время хорошо виден костер, разведенный в укрытии. Этот вариант можно использовать в случае, если у по­терпевших имеется полиэтилен, светлая, прозрачная ткань или парашют. В крайнем случае, можно поджечь отдельно стоящее дерево, приняв меры предосторожности, чтобы избежать лесного пожара.

Подготовкой костров надо заняться сразу же, как только выполнены первые необходи­мые действия или имеются сво­бодные люди. У каждого кост­ра надо подготовить хороший запас надежной растопки и дров, укрытых на случай плохой погоды. На сильно увлажненной почве сигнальные костры надо распо­ложить на настилах из бревен. Хорошо заметны костры, разведенные на плотах, отведенных на некоторое расстояние от берега и закрепленных якорями или связанных веревками.

Это интересно:  Действия населения при наводнении

Дымовые сигналы наиболее эффективны в ясные и безветрен­ные дни, видны на расстоянии до 80 км. Для увели­чения количества дыма в костер нужно подбрасывать сырые вет­ки, траву (заготовленные заранее). Однако зимой и в ненастную погоду летом такой дым малозаметен. В это время года хорошо просматривается черный дым. Для этого можно использовать ре­зину, пластик или автомобильное масло.

Ночью нужен яркий костер из сухих дров. Такой костер летчик способен увидеть на расстоянии до 20 км. С земли он виден на расстоянии до 10 км.

Если по какой-либо причине удалось развести только один костер, то его рекомендуется периодически прикрывать куском ткани, густыми ветками елового лапника. Такой пульсирующий костер лучше привлекает внимание спасателей, чем постоянно горящий.

Спасателями разработана и используется Международная ко­довая таблица.

Сигналы выкладываются на хорошо просматриваемых с возду­ха местах — на полянах, незалесенных склонах холмов. Рекомен­дуемые размеры сигналов — не менее 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Для изготовления знаков можно использо­вать любые материалы, имеющиеся в распоряжении пострадав­ших. Главное требование — они должны хорошо выделяться на земной поверхности. Для выкладывания знаков пригодны предме­ты одежды, палатки, спальные мешки, спасательные жилеты и т.д. Сигнальный знак можно выкопать, снимая дерн и укладывая его перевернутым рядом с траншеей, увеличивая ширину знака.

Когда необходимо покинуть зону бедствия, используют информационные сигналы. Надо оставлять хорошо заметный знак – стрелу, указывающую направление, в котором ушли пострадавшие. Необходимо также помечать маршрут движения какими-либо знаками.

Это интересно:  Что делать при цунами

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные способы подачи сигналов бедствия днем, ночью.

2. Расскажите о способах подачи сигналов бедствия с помощью костров.

3. Расскажите о способе подачи сигналов с помощью зеркала.

4. Нарисуйте наиболее употребляемые сигналы Международной кодовой таблицы. Как их можно обозначить на местности?

Основные сигналы бедствия в море, способы их подачи

Сигналы бедствия на море — световые, звуковые, визуальные, радиотелефонные и радиотелеграфные знаки, означающие, что пославший их корабль (судно) и экипаж подвергаются опасности и нуждаются в помощи. К сигналам бедствия на море относятся: пушечные выстрелы или взрывы с интервалами ок. 1 мин; непрерывный звук аппаратом для подачи сигналов в тумане, красные огни, выбрасываемые ракетами или гранатами; сигнал SOS по азбуке Морзе, передаваемый по радиотелеграфу или др. сигнальной системе; сигналы, передаваемые радиобуями для указания местоположения терпящего бедствие корабля (судна) и др. Сигналы бедствия на море предусмотрены Международной конвенцией 1972 и опубликованы в «Международных правилах предупреждения столкновения судов в море» (МППСС-72, приложение IV); их запрещается применять в иных целях, кроме просьбы о помощи.

Международные сигналы бедствия на судне предусмотрены морской практикой:

SOS — один из основных международных сигналов бедствия на море. По азбуке Морзе SOS передается как 3 точки-3 тире-3 точки с помощью следующих сигнальных средств:

  • · радиотелеграф
  • · клотиковый фонарь;
  • · прожектор.

Сигналы бедствия на судне, передаваемые по радио

Традиционный радиотелеграфный сигнал тревоги на море — это 12 последовательных тире по 4 секунды каждая с интервалом в 1 секунду. Такие международные сигналы бедствия на море передаются на частоте 500 кГц с помощью автоматического передатчика, который устанавливается на суда.

Световые сигналы бедствия на море

  • · горящие красные фальшфейеры;
  • · красные ракеты с парашютом;
  • · ракеты или сигнальные гранаты с отстреливаемыми красными звездами (сериями или поодиночке);
  • · открытое пламя на борту судна (горящий факел, горящая бочка с мазутом и т.д.).
Это интересно:  Фильтрующее средство индивидуальной защиты органов дыхания

Визуальные сигналы бедствия на судне

В том случае, если существует визуальный контакт с берегом или другим кораблем, можно попробовать оповестить о бедствии с помощью самых простых средств:

  • · флаг международного свода сигналов November Charlie (NC);
  • · квадратный флаг с шаром под или над ним (можно соорудить из подручных средств);
  • · оранжевые дымовые шашки.

В том случае, если никаких технических средств для передачи сигнала бедствия на корабле просто нет, их может заменить медленное поднимание и опускание рук, вытянутых в стороны.

Для того чтобы привлечь внимание с воздуха, можно использовать цветное пятно на воде или полотно оранжевого цвета с квадратом или кругом черного цвета посредине. Такие сигналы также могут быть сооружены из подручных средств.

Звуковые сигналы бедствия на корабле

Привлечь внимание помогут и звуковые сигналы бедствия, к которым относят:

  • · пушечные выстрелы или стрельба из огнестрельного оружия с интервалами в 60 секунд;
  • · непрерывный звук устройства, предназначенного для подачи предупреждающих сигналов во время тумана.

Международные сигналы бедствия на море: правила применения

Морской практикой запрещается использовать международные сигналы бедствия на море без крайней необходимости или достижения других целей, кроме просьб о помощи при чрезвычайном происшествии. Также недопустимо предпринимать действия, которые можно расценить как сигналы бедствия на корабле или спутать с ними.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий